Суббота, 11.05.2024, 20:33

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г. о. Кинеля

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как часто вы заглядываете в электронный журна?
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Открытый урок музыки в 6 классе"Джаз XX века" Дмитриева Д.И
[ Скачать с сервера (8.75 Mb) ]02.01.2019, 18:25

Конспект урока

  1. Паспорт урока

Дмитриева Дарья Ивановна, ГБОУ СОШ №4 г.о. Кинель пгт. Алексеевка

Предмет: Музыка

Класс: 6

 

Тема урока: «Джаз XX века»

Цель урока: Познакомить учащихся с музыкальным направлением XX века – ДЖАЗ. Выявить общее между музыкой XX века и музыкой XXI века. Развить ритмический слух у учащихся.

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: Воспитывать и прививать эстетический вкус, уважительное отношение к музыкальной культуре XX века, расширить музыкальный кругозор.

Предметные: Формирование новых знаний, выявление характерных черт в музыкальном жанре – Джаз.

Метапредметные: Умение работать в группе, при работе с ритмическими упражнениями слушать и слышать одноклассников. Совершенствовать навыки устной речи. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

 

Программные требования:

Научиться вслушиваться в музыкальное произведение, распознавать музыкальные инструменты. Обогатить воображение при изучении и прослушивании джаза. Выявить метроритмическую способность учащихся

 

Программное содержание:

История возникновения и определения джаза.
Истоки джаза (регтайм, блюз).
Основные черты и музыкальные инструменты джаза.
Исполнители джаза

 

Ценностные ориентиры:

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

 

- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.
 

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету:

Джаз– это направление в музыке, которое возникло в конце IX - начале XX века в США, под влиянием соединения африканской и европейской культуры.

Регтайм - - форма городской танцевально-бытовой (первоначально для фортепиано) музыки, которую зачастую исполняли американцы в кафе, танцевальных залах.

Блюз - сольная лирическая песня американцев с берегов Миссисипи.

Импровизация - произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Ритм - организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз.

Акцент - выделение громкостью (или другим образом) определённой ноты или доли в такте.

Синкопа - смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Тембр - окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью).

 

План изучение нового материала:

  1. История происхождения джаза

  2. Краткое обобщение предшествующих стилей джаза

  3. Выявление основных черт

  4. Ритмические упражнения

  5. Основные музыкальные инструменты джаза

  6. Исполнители джаза

  7. Залог музыки всех столетий – РИТМ

  8. Создание группового ритмического рисунка

  9. Викторина

 

Тип урока: Комбинированный

 

Форма урока: Традиционная

 

Технология обучения:

- Презентация на тему «Джаз XX века»

- Наглядная демонстрация терминов

- Прослушивание муз.инструментов

- Использование стаканчика для ритмических упражнений

Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений Л. Армстронга, Д. Эллингтона, Э. Фитцджеральд, Б. Холидей, М. Девис; видеофрагменты, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

 

Мизансцена урока: расстановка парт рядами

 

Домашнее задание: закрепление ритмических упражнений

 

  1. Технологическая карта хода урока
     

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

 

I.Организационный момент

 

Активизировать внимание учащихся.
 

Приветствуют педагога, проверяют готовность к уроку.

II. Изучение нового учебного материала

Личностные:

- уважительное отношение к происхождению и истории культуры других народов;

 

Предметные:

- развитие ассоциативного мышления, памяти, творческого воображения, отношение к явлениям жизни на основе восприятия

 

Метапредметные:

- определить понятие «Джаз», выявить основные предшествующие стили

Здравствуйте, ребята!
Начать наш урок, я хочу с прослушивание музыки, ваша задача подумать, что за музыка сейчас звучит?

 

Ребята! Скажите, на что похожа эта музыка?
Я неспроста включила именно это произведение, ведь конкретно оно наталкивает нас на тему нашего урока. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Молодцы! А как вы думаете? Что предстоит нам сегодня узнать на уроке?
Тема нашего урока «Джаз
XX века». Скажите, знаете ли вы, что-либо о джазе?


Обратите внимание на экран. Сегодня мы с вами не только познакомимся с музыкальной культурой XX века, но и постараемся углубиться в эпоху этого столетия. Итак, как же возник джаз?

Корни джазовой музыки уходят в народную музыку афроамериканцев, насильственно вывезенных в Америку в начале XVII в. и обращенных в рабство. Богачи американского Юга стали использовать рабский труд народов Африки для тяжелых работ на своих плантациях. С раннего утра и допоздна не разгибая спины, трудились негры. Невероятно тяжела была их жизнь. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, афроамериканцы находили утешение в музыке.

Изначально предшественником джаза являлся стиль «регтайм». Это танцевально-бытовая музыка, которую исполняли в танцевальных залах, кафе. Именно в этом стиле главным является импровизация. Давайте обратим наше внимание на экран и прослушаем регтайм.

Однако, помимо регтайма, одним из важных предшественников являлся блюз. Блюз – это лирическая песня афроамериканцев. Её часто исполняли по случаю одиночества, разрыва с родной землей. Таким образом, в слиянии двух стилей, зародился джаз.

 

 

 

Учащиеся прослушивают музыкальное произведение.

 

Ответы учащихся.

 

 

Джаз

 

Учащиеся выдвигают свои версии

 

 

 

 

 

Дети заинтересованы новой темой, слушают внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прослушивают музыку.

 

Учащиеся отвечают на вопрос: «Что такое импровизация»?

 

Ребята записывают в словари определение «Регтайм», «Блюз»

III. Совместное открытие новых знаний

Личностные:

- Понятия термина «Ритм» как в жизни, так и в музыке

-Выявление термина «Синкопированный ритм»

 

Предметные:

- развитие ассоциативного мышления, памяти, творческого воображения, отношение к явлениям жизни на основе восприятия

 

 

Метапредметные:

- умение анализировать и различать «ритм» от «синкопированного ритма»

Давайте с вами подумаем, что же является главным в джазе?

 

Мы уже с вами разобрали, что в регтайме главное это импровизация, соответственно, в джазе именно импровизация - это одна из немаловажных черт.
Скажите, а без чего абсолютно никакая музыка не может жить?
Совершенно верно! Следующей основной чертой джаза является ритм! А что же такое ритм?

 

Давайте задумаемся, ведь без ритма не то, что музыка, мы, люди, не сможем жить! Ритм – это главный элемент нашей жизни, музыкальной жизни и, конечно же, жизни природы.

Но стоит отметить, что в джазе присутствует необычный ритм. Он имеет название синкопированный ритм. Обратите внимание на доску (учитель объясняет учащимся синкопированный ритм).

Дети выдвигают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

Ритм.

 

 

Ответы учащихся.

 

 

Учащиеся приводят примеры «Ритм вокруг нас»

 

 

 

 

 

Дети записывают определение в словари «Синкопированный ритм»

 

 

IV. Игровая и познавательная форма

Личностные:

- проявления своего «Я» в игровой форме

- анализ музыкальных инструментов джаза

 

Предметные:

- развитие ритмических навыков у учащихся

- развитие музыкального слуха

- умение работать в группе

- слышать и слушать одноклассников

 

Метапредметные:

- умение исполнять разные ритмические рисунки

- распознавать музыку двух столетий

Сейчас мы с вами более подробно изучим синкопированный ритм. Итак, давайте поделимся на 3 группы. (Ритмическая игра)

I ряд – выполняют ровный ритм
II ряд – задают бит

III ряд – проигрывают синкопу.

Вот мы с вами прочувствовали малую часть того, из чего состоит джаз.

А теперь, давайте подумаем, какие основные музыкальные инструменты передают нам невероятно красивую музыку джаза?

Совершенно верно! Давайте вспомним звучание этих музыкальных инструментов. (Прослушивание муз.инструментов)

Ребята, мы в том году поверхностно затрагивали тему джаза. Вспомните, пожалуйста, каких исполнителей этого стиля вы запомнили?

Вы большие молодцы! Сегодня мы с вами расширим наши знания и познакомимся еще с некоторыми представителями джаза. С людьми, чье творчество оставило неизгладимый отпечаток не только в музыке, но и в сердцах каждого человека, любящего джаз. И так, ваше домашнее задание заключалось в том, чтобы вы по заданному плану нашли информацию о таких исполнителях как, Элла Фитцджеральд, Билли Холидей и Майлз Девис.

(Проверка домашнего задания, просмотр портретов и прослушивание муз.произведений)

 

Ребята, каждый из вас слушает современную музыку, музицирует под нее. Но давайте задумаемся. Передалось ли что-то от джаза музыке XXI века?

Конечно! Без ритма музыка не живет, не существует! Особенно важно, что именно синкопированный ритм продолжил свою жизнь в музыке XXI века.
Я предлагаю вам вместе со мной создать свой ритмический рисунок, и в этом нам поможет стаканчик. (Учитель показывает ритм, дети повторяют. После, выученный ритмический рисунок исполняется под джазовую музыку)

 

Вы большие молодцы! Многим, требуются года, чтобы овладеть элементарным ритмом, вы же быстро схватываете!
Мы продолжаем. Так как мы коснулись музыки двух столетий. Ваша задача сейчас определить, какой же музыкальный фрагмент, джаз
XX века или музыка XXI века, звучит. Для того чтобы я увидела ответ каждого учащегося, на ваших партах лежат скрипичный ключи красного и синего цвета. Если вы считаете, что звучит джаз, то следует поднять верх красный скрипичный ключ. Если же звучит современная музыка, вы поднимаете синий скрипичный ключ.

 

 

Выполняют ритмическое упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ударная установка

Саксофон

Бас-гитара

 

Прослушивают музыкальные инструменты

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритм

 

 

 

 

 

 

 

Разучивают ритмические рисунки со стаканчиком

Исполняют выученное под музыку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с цветами скрипичных ключей

 

 

 

Отгадывают викторину

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

 

Ребята, я так рада, что сегодня вы не только познакомились с историей джаза, с ее характерными чертами, последователями, но и приняли участие в создании нашей групповой ритмической музыки. Скажите, благодаря этому, вам удалось прочувствовать стилистику джаза?

Это очень хорошо!

Скажите, а что нового для себя вы сегодня узнали, что вас заинтересовало больше всего?

Сейчас я раздам вам таблички, где вы должны оставить свои впечатления, ответить на несколько вопросов.

Теперь каждый из вас знает и понимает, что джаз внес большой вклад в музыкальную культуру, помимо красивых мелодических рисунков, единым является РИТМ! Ритм – это сильнейшее выразительное средство. От него во многом зависит характер музыки. А в жизни? Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни.

Хочу подытожить наш урок тем, что предмет «Музыка», это не только лишь изучение композиторов, прослушивание их произведений, исполнение и изучение песен, это, прежде всего понимание! Понимание друг друга! Понимание без слов! Благодаря только музыки!

Любите, музицируйте и слушайте музыку! Большое вам спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

Да!

 

 

 

Дети делятся своими впечатлениями.

 

Ребята знакомятся с таблицей

Учащиеся заполняют таблицу

После заполнения, таблицы убирают на край стола

 

 

Дети внимательно слушают

VI. Домашнее задание

 

Ребята! К следующему уроку вам следует отработать ритмические упражнения со стаканчиком. Я обязательно проверю.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

 

Категория: Мои файлы | Добавил: shkola4
Просмотров: 849 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Телефон доверия
Точка роста
Поиск
Форум "Россия"
Год педагога
Другое дело

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz