Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Школьный музейШкольный музей боевой славы 5 ноября в школьном музее Боевой славы прошёл Урока Мужества. Наше мероприятие было посвящено военному параду 7 ноября 1941 года в «Запасной столице» г. Куйбышеве. Каждый год Парад Памяти и все специальные мероприятия посвящаются важной для истории страны теме. Парад Памяти 2019 года станет стартовым мероприятием в преддверии юбилейного года 75-летия Великой Победы. На уроке присутствовали: Александр Иванович Живайкин, депутат Самарской Губернской Думы. Светлана Юрьевна Жиганова - заместитель Главы городского округа Кинель по социальным вопросам. Тема урока «Две столицы – одна судьба».
Методические рекомендации по организации массовой работы школьного музея Инновационные формы и методы работы в школьном музее.
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений. Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни посёлка. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники. Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в школьных музеях. В нашем посёлке не велось боевых действий в период ВОВ, а значит, нет и непосредственных материальных свидетельств о событиях войны. Поэтому особо значима работа школьных музеев Боевой славы и поисковая работа по месту жительства. Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки.
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история. Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию. Наш школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители посёлка. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история ВОВ, третьим – современная война, кто-то изучает монеты и старинные деньги. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Заглянем в школьный музей. Здесь каждая вещь напоминает о прошлом, имеет свою историю. Красочные стенды, буклеты, альбомы, рассказывают нам о той или иной странице истории нашей Родины, города, школы. Через музей ведётся исследовательская работа с учащимися, разрабатываются новые темы. Заходишь в музей, и слышится эхо войны. Перед глазами возникают картины сражений: бомбежка, пыль, стоны, ползущий, бегущий под огнем боец в каске. И вот эта каска со следами от пуль, привезенная с полей сражений, находится в музее. Заветные письма-треугольники. Развернешь, словно птицы с двумя крыльями. Сколько тепла, любви, веры в Победу в этих письмах. Кто увидел их, подержал в руках – тот проникся болью и гордостью за свою Родину.
Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция и переживания на увиденное и услышанное. Конечно, восприятие увиденного у каждого своё, индивидуальное: у первоклассника и выпускника школы, у ветерана и жителей поселка. Каждый видит и воспринимает близко то, что ему более понятно и дорого. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Поэтому школьный музей и должен жить в память о прошлом ради нашего будущего!
Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы и посёлка. Ежегодно в феврале в музее Боевой славы проводятся уроки мужества «У каждого была своя война», «Солдат войны не выбирает». Они посвящены памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, воинам-интернационалистам. На мероприятии всегда присутствуют: Полисанов Александр, Почивалин Василий, Вышкин Сергей, Верхоглядов Сергей, Чеботарёв Евгений, Алексеев Александр - участники Афганской войны. Особым гостем стал Кияткин Марк Михайлович, воин-интернационалист, участник боевых действий «Куба-1962». Ребята готовят для гостей выступление, слова приветствия и благодарности.
Наши земляки, прошедшие эту суровую афганскую школу войны, в ноябре 1989 года здесь, в школьном музее, поклялись увековечить память об этой войне и показать современным детям, что такое современная война и как дорого она стоит. Панорама Афганистана изображает современную войну: горы, пески, техника – и высоко-высоко, в горном ущелье – фото Сергея Кафидова. Каждый год, 21 апреля, в день его рождения, перед этим снимком мама Сергея зажигает поминальную свечу. Горит Вечный огонь, стоят люди, склонив голову в минуту молчания. Поминают героев–ребят, чьи имена навсегда останутся в благодарной памяти потомков. Герои Афганской войны рассказывают ребятам, что война в Афганистане была жесткой. Ведь ни для кого не секрет, что в подобных конфликтах боевиков во все времена поддерживали различные международные организации, напрямую или косвенно связанные с терроризмом. Они рассказывают современным подросткам о том, чем настоящая война отлична от той, что изображается в западных фильмах, что в реальной войне не бывает побеждающего всех героя-одиночки, а самое главное на этой жестокой войне – плечо друга. Воины интернационалисты и сегодня остаются верными товарищами. Ежегодно в рамках проекта «Память» проводятся акции ко дню Победы «Спасибо, тебе ветеран». Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны, дарят им подарки, оказывают посильную помощь. В течение года проходят месячники «Знаний, Мира и Истории», «Единства и Дружбы», «Героизма и Мужества», «Истории и Памяти», «Семьи Володичкиных», «Краеведения», «Милосердия и Памяти», «Патриотизма», «Женщина и война», «Современная война»; классные часы, посвященные юбилейным и памятным историческим датам текущего года; уроки мужества в честь дней воинской славы России. Активисты школы участвовали в уроке мужества и неоднократно представляли работу школьного музея в Самарской Губернской Думе. Музей является неоднократным призёром окружных и областных конкурсов музеев.
Говоря сегодня о музее, о его роли в воспитании подрастающего поколения, невозможно не сказать о Косаревой Нине Антоновне, основателе школьного музея. Это трудолюбивый, наделённый огромной энергией человек. Читая Книгу отзывов, это можно утверждать. Столько теплых и добрых слов сказано в её адрес. Двухчасовая экскурсия проходит на одном дыхании. Слушая рассказы Нины Антоновны, вместе с ней погружаешься в те события и слушаешь, затаив дыхание.
Школьный музей известен далеко за пределы нашего города: сюда приезжают экскурсии школьников из Самарской области и других городов России. Его посещают во время визита в Алексеевку иностранные туристы: из Германии, Норвегии, США, Англии. Они оставили в книге отзывов свои наилучшие впечатления о музее. Оригинальность и уникальность работы школьного музея заключается в следующем: - наличие разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи, монеты, реликвии войны; - панорама Афганистана, созданная воинами-интернационалистами, участниками ВОВ, учащимися школы; - сам музей – это труд многих людей посёлка; - в музее зажигается Вечный огонь; - в музее все сидят, что даёт возможность видеть воздействие музея на каждого; - в музее имеется Книга отзывов, начатая в 1991 году; - популярность и активная работа в музее не затухает, а возрастает с годами, о чём свидетельствует Книга отзывов. Немаловажным свидетельством результативности работы является неугасающий интерес к этой работе всего коллектива школы, учителей, учащихся и родителей, а также общественности к деятельности школьного музея. Жизнь не стоит на месте, и всё время происходят изменения в работе музея. Работы по-прежнему много, но именно её наличие сплачивает ребят, знакомит с живыми героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины.
Посещение музея дает школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, очерки в газетах 40-х годов, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезенная с мест боев – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения. Покидая музей, невольно ловишь себя на мысли, что музей – это настоящая грандиозная памятная книга человечества, которую хочется листать и листать, читать и читать.
|
Телефон доверия
Точка роста
Поиск
Форум "Россия"
Год педагога
Другое дело
|
||