Воскресенье, 12.05.2024, 07:49

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г. о. Кинеля

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как часто вы заглядываете в электронный журна?
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Конспект урока физики в 8 классе «Строим теплый дом»
[ Скачать с сервера (371.4 Kb) ]20.10.2019, 13:38

«Строим теплый дом»

Предмет: физика

Класс: 8

Дата: 13.10.2016 г.

Урок № 19

Тема: «Строим теплый дом»

Уровень: базовый

Автор: Сазонова Т.Н.

УМК: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Физика. 7–9 классы : рабочие программы /авт.­сост. Е.Н. Тихонова.– 5 издание., переработ. - М.: Дрофа, 2015. – 400с.

Перышкин, А. В. Физика 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 238, [2] c.: ил.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Тепловые явления» и создать проект «Строим тёплый дом».

Планируемые результаты:

1. Предметные:

Знать и понимать: физический смысл понятий: внутренняя энергия, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, теплоемкость

Уметь применять формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива. Уметь пользоваться формулами; уметь пользоваться таблицами; уметь, используя жизненный опыт, распознавать основные тепловые явления.

Метапредметные и личностные результаты:

Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, целеполагания, планирования, реализации плана, коррекции, оценивания.

Личностные УУД

 

  • активизация познавательной активности обучающихся, усиление их значимости в учебном процессе, объективная оценка обучающимися своей деятельности на уроке
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  • Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, графиков, опорного конспекта, сложного плана).

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  • Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • повторить понятия удельной теплоемкости, удельной теплоты сгорания топлива, физического смысла удельной теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива; формул расчета количества теплоты при нагревании тела, количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива; развивать навыки решения задач по применению формулы расчета количества теплоты;
    • организовать осознание обучающимися итога работы над разделом «тепловые явления», посредством выполнения тестовой работы с последующей взаимопроверкой;
    • обобщить знания учащихся о видах теплопередачи;
    • отработать алгоритм решения задач и закрепить навыки расчета количества теплоты по данной теме, решив задачи у доски и в тетрадях;
    • развить навыки решения экспериментальных задачи с использованием температурного датчика цифровой лаборатории Prolog ;
    • обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;
    • подвести обучающихся к формулировке проблемы (учебной задачи);
    • установить роль и место всех трех механизмов теплопередачи в переносе энергии в доме;
    • проанализировать пути тепловых потерь жилого дома, установить их причины;
    • выявить эффективный способ теплоизоляции с учетом возможного механизма тепловых потерь;
    • организовать физкультминутку;
    • организовать деятельность учащихся по созданию проекта;
    • формировать практические навыки решения задач по данной теме;
    • научить ребят пользоваться таблицами и формировать у них умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.
    • научиться формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
  2. Воспитательные:
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к получению знаний;
  • способствовать воспитанию любознательности, целеустремлённости, через усвоение научной информации;
  • способствовать умению осознавать свои действия, видеть и понимать окружающий мир;
  • воспитать чувство коллективизма, ответственности, внимания;
  • привить культуру умственного труда;
  • показать значение изучаемого материала в жизни человека;
  • формировать у школьников представления о процессе научного познания;
  • способствовать воспитанию экологической культуры.

3. Развивающие:

  • содействовать развитию мышления учащихся, навыков решения задач по применению формулы расчета количества теплоты, навыков сравнения, анализа физических явлений, работы с учебником, умения делать выводы и отражать в таблице;
  • способствовать развитию интереса к изучению физики через практическую значимость изучаемых тем, развитию исследовательских и коммуникативных способностей;
  • способствовать развитию логического мышления учащихся и способствовать овладению ими исследовательскими умениями;
  • развить осознание значимости самостоятельной работы и работы в парах (коллективной работы) сотрудничества для получения результатов процесса.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний (повторительно-обобщающий) урок комплексного применения и закрепления знаний

по теме «Тепловые явления» с элементами проектной деятельности и приемами актуализации жизненного опыта.

Структура урока а) беседа с целью анализа изученного, б) упражнения, в) выступления школьников, г) подведение итогов, д) ДЗ.

Метод обучения: проблемный поисковый, исследовательский метод проектов

Форма проведения: исследовательская работа деловая игра

Форма организации урока: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Форма работы учащихся: устная, письменная. фронтальная работа, работа с наглядностью, самостоятельная работа учащихся.

Методические приемы: эксперимент, работа с электронными датчиками, индивидуальная работа, работа в группах.

Продолжительность урока: 40 минут.

Технологии: 1) информационная – презентация к уроку, выполненная с помощью

программы MICROSOFT OFFICE Power Point

- видео ролик;

- анимация;

2) технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – развивающее и проблемное обучение;

3) личностно-ориентированная;

4) метод проектов.

Оборудование:

для учителя:

мультимедийная установка – проектор, экран, компьютер, выход в интернет.

для учащихся: PROLOg, холодная и горячая вода, калориметр, термометр, раздаточный материал

План урока:

 

1. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3)

2. Актуализация знаний (7 мин)

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности (5 мин)

4. Применение знаний и умений. Работа над проектом. (15 мин)

5. Защита проекта. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин)

6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (2 мин)

Методика проведения урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Вводное слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Пусть для вас сегодняшний урок будет ярмаркой ваших знаний.

Проверка отсутствующих, наличия дневников, тетрадей, ручек, линеек, карандашей. Оценка внешнего вида.

Ребята, скажите какой раздел физики, мы изучали на прошлых уроках? (Тепловые явления).

Мы с вами заканчиваем изучать тему «Тепловые явления». Кто считает, что он усвоил тему на «5»? Поднимите руки. На «4»? На «3»? Есть такие, кому эта тема вообще не понятна? Я надеюсь, что в конце урока ваша самооценка повысится. Сегодня оценивать свои знания вы будите самостоятельно. У каждого на парте лежит лист самооценки – это карта нашего урока, таблица которую вы должны заполнить. По каждому пункту вы должны оценить себя. ( 1 пункт – работа на уроке, 2 пункт – заполнение таблицы, 3 пункт – проведение опыта, 4 пункт – решение задач, 5 пункт – общая оценка ) .

2. Постановка цели и задач урока. 2 мин.

Итак, что же это за раздел, «Тепловые явления», что он изучает? (Учащиеся дают ответ).

Ролик.

Почему в доме холодно. Что нужно учитывать?

Потери тепла.

С незапамятных времён человек стремиться к комфорту. А тепло в доме – это одна из составляющих комфорта. Сегодняшний урок мы проведём необычно. Я хочу предложить вам «построить» свой дом, в котором будет тепло и комфортно.

Скажите какая тема урока? (Заключительный урок по теме: «Тепловые явления». «Строим тёплый дом»)

Запишите число и тему урока в тетрадях.

Раз у нас сегодня заключительный урок по теме «Тепловые явления», то какие цели мы поставим перед собой? (Обобщить знания о видах теплопередачи; повторить основные физические термины; вспомнить расчетные формулы и самое главное научиться видеть проявления изученных нами закономерностей в быту, при строительстве дома)

А ещё мы сегодня должны с вами «построить» свой теплый и уютный дом.

Девиз нашего урока сегодня таков:

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз!

Для того чтобы ваша работа была эффективной, нам необходимо повторить материал, пройденный на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные моменты.

3. Актуализация знаний: (10 мин.)

2. Расчетные задачи 6 человек

3. Фронтальный опрос:

1. какие тепловые процессы мы с вами изучили?

2. По какой формуле можно рассчитать количество теплоты при нагревании?

3. Что такое удельная теплоемкость вещества?

4. По какой формуле можно рассчитать количество теплоты при охлаждении?.

5. По какой формуле можно рассчитать количество теплоты при сгорании топлива?

6. Дайте формулировку удельной теплоты сгорания топлива?

7. В каких единицах измеряется количество теплоты?

8. В каких единицах измеряется удельная теплоемкость?

9. в каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива?

10. постройте график охлаждения и нагревания вещества (на досках по условию задачи)

Мы с вами повторили основные понятия, формулы для расчета количества теплоты.

Заполните таблицу №1 (Приложение №1)

Следующая работа на оценку.

1. Решение экспериментальных задач. (Приложение №1)

На первую парту идут Влад, Полина, Лилит, Сергей.(используя модульную систему PROLog построить графих зависимости температуру остывания воды от времени)

2. Решение расчетных задач по уровням (Приложение №1)

К доске где физики (Ева, Кристина, Даша)

К рабочей доске (Максим, Дима, Жасмин)

3. Решение теста (Приложение №2)

Остальные выполняют тест приложение 2

Внесение ответов в приложение 3 (Приложение №3)

Примечание.

осуществляется взаимопроверка. Выставляют оценки.

Учитель проверяет экспериментальные задачи.

.Посмотрим на решение задач которые выполняли ребята у доски. К одной доски идет Лилит, Полина, Серёжа и Влад

  • решение №1, 2 совместно.

 

 

эти знания нам потребуются для строительства дома

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к проектной деятельности (2)

Учитель: Итак, мы с вами должны построить «теплый дом».

Давайте обсудим:

Каким образом тепло покидает наш дом? Какой вид теплопередачи играет при этом существенную роль?

Учащиеся. Тепло уходит через стены, окна, крышу за счёт теплопроводности... Через дымоход – за счёт конвекции.

Учитель. Действительно, 40% тепла уходит через окна, 20% – через крышу, 25% – через стены, 15% – через пол (Слайд 3)

Как влияет площадь стен, окон, крыши на потери тепла?

Учащиеся. Чем больше размер этих элементов, тем потери больше.

Учитель. Следовательно, надо уменьшить площадь всех стен, крыши? Но мы ведь не хотим уменьшать объём жилого пространства. Как поступить?

Учащиеся: Нужно стены утеплить, для этого используют утеплители. Кроме того, наибольшие потери тепла происходят в углах строения, поэтому их должно быть как можно меньше.

Учитель: Оказывается, форма дома тоже влияет на тепловые потери. Какой формы должен быть дом?

Вывод: дом должен быть компактным, похожим например, на куб (идеальным в этом отношении был бы дом в форме шара, но в таком, наверное, трудно жить).Какие строительные материалы н/о использовать? (пористые) Почему?

Учитель: С чего начинается строительство дома?

Учащиеся: Строительство дома начинается с фундамента. Потом возводят стены, крышу. Вставляют окна и двери. Что н/о здесь учитывать? Стелют полы. Проводят отопление. Что сдесь учитывают.

Прежде чем приступить к работе над проектом давайте сначало отдохнём.

 

5. физкультминутка

1. Предлагаю учащимся представить тепловой поток в доме и показать, в каком направлении движутся струи нагретого воздуха. (приседание).

2. Продемонстрируйте увеличение внутренней энергии за счёт совершения работы. (Сгибание и разгибание пальцев. Растирание ладоней).

3. Еще продемонстрируйте увеличение внутренней энергии за счёт совершения работы. (прыжки)

Работа над проектами

 

4. Применение знаний и умений. Работа над проектом. (10 мин.)

Учитель: вы разделены на группы. Каждая группа должна сформулировать рекомендации о строительстве той части дома, которая написана на листке. Для этого у вас на столах лежит краткий теоретический материал и необходимые таблицы (Приложение №3). Ваши рекомендации вы занесете в таблицы (Приложение №3)

1 группа – фундамент и стены дома, 2 группа — крыша, окна и двери, 3 группа – пол, отопления.

6. Защита проекта. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Каждая группа выступает со своими рекомендациями. Учитель на доске записывает каждый элемент дома.

7. Домашнее задание (1 мин)

1. Подготовиться к контрольной работе № 1.

2. Повторить §§1–12.

3. Решить задачи из сборника задач

  • Уровень 1. Л. – № 758
  • Уровень 2. Л. – № 765
  • Уровень 3. Л. – № 788

4. Проект. Расчитать тепловые потери своего дома (квартиры) используя таблицу с урока

 

6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Учитель обобщает проделанную работу.

Учитель: «Хотелось бы услышать ваши мнения о том, какая цель была нашего урока. Достигли мы её?

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели, что же необходимо знать, для того, чтобы построить дом. И пусть вы не станете строителями, но знания, полученные вами на уроке, пригодятся в повседневной жизни.

Учитель предлагает заполнить листок «Рефлексивная мишень»(Приложение № 3), просит поставить себе оценки за урок.

Учитель: И наш урок я бы хотела закончить стихотворением (слайд 4):

Мимо текла река…

Плыли куда-то облака…

Шёл человек…

Была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Чтобы построить где-то дом,

Чтоб поселилось счастье с ним

В доме одном.

Дом, как известно всем давно, –

Это не стены, не окно,

Даже не стулья со столом –

Это не дом.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым…

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, –

Это твой дом.

А я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши дома никогда не покидало душевное тепло. Спасибо за работу (слайд 5)

Результаты работы 1 группы

Фундамент

  1. Фундамент дома делают часто из бетона, чтобы прочным был, но для его утепления и сохранности можно сделать «завалинку».
  2. Наиболее теплый дом – деревянный.
  3. Наиболее теплый кирпичный дом из красного кирпича (пористого) или кирпича шлакового.
  4. Для утепления дома можно положить между двойными стенками материал (поролон, войлок строительный, стекловату, стекловолокно, опилки и т.п.) - плохой проводник тепла.
  5. Стекловолокно в бетонных, железобетонных панельных домах утепляют их.
  6. Фанера или деревянное покрытие изнутри дома сохранит больше тепла, чем сухая штукатурка.

Стены

  1. Гипсолитовые плиты уменьшают потери тепла.
  2. Если покрывать дом шифером на рубероиде, то лучше делать дополнительный слой из пенопласта или стекловаты. Этого совета можно придерживаться и при других покрытиях крыши.
  3. Сверху на потолочные перекрытия в частных домах насыпают слоем смесь песка с опилками.

Результаты работы 2 группы

1. дому нужна утепленная крыша, она должна быть скатной. Если крышу развернуть на юг. Да еще и под углом 30 0С, то на ней можно расположить солнечную батарею. Дополнительный источник энергии

2.входные двери можно утеплять материалом с низкой теплопроводностью. Например паралоном.

3. Окна с двойным стеклом. Уменьшает потери тепла, некоторые стекла покрывают специальной пленкой уменьшающей тепловые потери. Еше лучше застеклить балкон уменьшив потери тепла

Результаты работы 4 группы

1. Под полом проложить трубы с горячей водой и комната будет обогреваться за счет конвекции.
2. Сделать небольшой подогрев полов (см пункт 1) как дополнение к общему отоплению.

3. положить теплоизоляцию под напольные покрытия и поставить зеркальные экраны за батареями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: shkola4
Просмотров: 478 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Телефон доверия
Точка роста
Поиск
Форум "Россия"
Год педагога
Другое дело

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz