Цель:
Отработка умения правильно писать слова с разделительным мягким
знаком.
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания о разделительном мягком знаке.
2. Дать возможность оценить
свои достижения по изученной теме.
3. Развивать коммуникативные
навыки: умение общаться с
одноклассниками и взрослыми,
умение обосновывать свою точку
зрения, владеть устной речью.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, тесты для учащихся,
фотографии
животных и птиц, карточки для словарной
работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
У нас необычный сегодня
урок:
Выяснить надо, кто в
классе знаток.
2. Чистописание.
лье- чьи- тья- сью-
-Посмотрите на
буквосочетания и попробуйте сформулировать тему урока.
-О чём будем говорить?
3.Повторение
пройденного материала.
-Подпиши картинки (словарные
слова).
-На интерактивной доске вставить пропущенные
буквы, доказать свой выбор (повторение безуд. гл. и парных согл.).
4. Работа в группах.
Актуализация имеющихся у детей знаний.
-Уже второй год мы с
вами очень много говорим о русском алфавите – о звуках и буквах. И теперь я
хочу, чтобы вы вспомнили всё, что уже знаете.
Тест «Фонетика»
(каждая команда получает по 3 вопроса)
1. Сколько
букв в русском алфавите?
А) 24 буквы Б) 35 букв В) 33 буквы
2. Сколько
согласных букв в алфавите?
А) 12 букв Б) 21 буква В) 14 букв
3. Какие
гласные обозначают мягкость согласных?
А) а и е о ю Б) е я ё ю и В) е я ю ь и
1. Какие
согласные всегда твердые?
А) ж ш ц Б) ж х
ч В) щ ш ц
2. Какие
гласные обозначают два звука?
А) е ё о ю Б) о ю и
я В) е ё ю я
3. Сколько
гласных звуков в алфавите?
А) 10 Б)
6 В) 8
1. В
каком случае гласные означают один звук?
А) Если стоят в начале слова
Б) Если стоят после гласной
В) Если стоят после согласно
2. Какие
согласные всегда мягкие?
А) ч щ й Б) ч ш щ В) ч й ж
3. Какие
согласные являются звонкими?
А) л м д ш Б) в ж г м В) в ж ф н
1. Какие
согласные являются парными?
А) б п ф г Б) б п р л В) б п ф м
2. Сколько
пар согласных по глухости и звонкости вы знаете?
А) 5 пар Б) 6 пар В) 12 пар
3. Какие
гласные обозначают твердость согласного звука?
А) а о ы э Б) а о у ю В) и е я ы
Взаимопроверка
теста на слух.
Представитель
каждой группы читает ответы и получает жетон.
5.Работа над новой
темой.
Каждая
группа получает листочек с проблемным вопросом. У вас есть 2 мин., чтобы
обсудить его и подготовиться к ответу. Из ваших ответов мы составим таблицу о
разделительном «ь». Она нам поможет запомнить и правило.
1.Есть ли в русском
языке буквы, не обозначающие звуков?
2.Что значит «разделительный
«ь»?
3.Для чего необходим
разделительный «ь»?
4.В какое из слов надо
поставить «ь», чтобы получилось новое слово: дом, семя, весна?
Выводится
правило:
Разделительный
мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, и
влияет на лексическое значение слова.
Учащиеся
делятся своими мнениями и заполняют таблицу.
6.Закрепление.
Просмотр
на интерактивной доске фотографий
зимней природы. Беседа о красоте и пользе леса.
Письмо
с комментированием: В воскресенье ребята ходили на прогулку в лес.
- Мы тоже отправимся в
лес. С собой возьмём фоторужьё. Сфотографируем всё, что увидим. (Читаю текст.)
-На лесной поляне
увидели заячьи следы. Они привели в густой осинник. Под высокой елью
была медвежья берлога. Из сугроба шёл парок. В дупле старого дуба
заметили беличью кладовую. На тонких ветках висели грибы и ягоды рябины. Под
деревом дятел устроил птичью столовую. Синицы собирали семена шишек.
-А теперь давайте
проявим фотоплёнку. Что у вас получилось?
-А у меня вот что. ( На
доске фотографии.)
-Запишите к каждой
фотографии по 1 предложению, чтобы получился рассказ о том, что увидели на
прогулке.
На лесной поляне….
Под высокой….
В дупле старого дуба….
Под деревом...
Проверка. Запись
предложений под диктовку.
-Какие орфограммы
увидели?
7.Подведение итогов.
(Считаем жетоны и отмечаем команду победителя).
-Покажите в тетради на
полях, какое у вас настроение. (Дети рисуют солнышко или тучку.) |