Среда, 03.07.2024, 08:25

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г. о. Кинеля

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как часто вы заглядываете в электронный журна?
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог файлов


Имя прилагательное как часть речи
[ Скачать с сервера (48.0 Kb) ]18.03.2013, 22:02

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по теме:

«Имя прилагательное как часть речи»

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Евсеева Галина Николаевна

 

 

 

 

 

Февраль

2013 г.

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цели урока:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях  и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-открытие

Методы и приёмы: исследовательская деятельность; работа по вариантам, работа с поэтическим текстом; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной «Картой путешествия»

Литература:

1.     Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя/ - 4-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2008.-С.164-166

2.     Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (м.:Просвещение): 5-й кл./ Т.В. Раман.- 2-е изд. М.:Издательство «Экзамен», 2007. – с. 246-248. Серия «Учебно-методический комплекс№

3.     русский язык: учеб. Для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. баранов, Л.А. Тростнецова и др. – 32-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – с. 213-217.

Средства обучения: презентация учебного материала по теме «Имя прилагательное как часть речи»; компьютер; мультимедийный проектор

 

Ход урока:

1. Организационный момент:

Добрый день ребята! Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски»

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться,

И зелёным-презелёным полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленее, птицы реют,

Над зелёными долами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Жёлтым. Синим. Красным.

Пусть же всё на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

2. Формулирование темы и целей урока:

-Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (учёные, исследователи, открыватели).

-Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?

-Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

-Запишите тему урока (слайд 1)

3. Изучение нового материала:

-Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет на не сбиться с пути «карта путешествия» Открывать её мы будем постепенно (слайд 2).

-Давайте сначала посмотрим какое же значение имеет имя прилагательное.(слайд 4)

-Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение №566 на странице 214. (один человек работает у доски, остальные в тетради).

-Какой вывод можете сделать? Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? (слайд 5)

=Правильно, прилагательные помогают точно, ярко и и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда похожих предметов. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

-Скажите, пожалуйста, что обозначает имя существительное? В что же тогда обозначает имя прилагательное?

Вывод: имя прилагательное обозначает признак предмета.  (слайд 6)

- Вот мы с вами и открыли значение имени прилагательного.

- Вернёмся снова к «Карте путешествия». (слайд 2) Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.     (слайд 7)

- Ребята, перед вами стихотворение С.Есенина. Прочитайте его. (вслух читает один из учащихся)

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

-Разделите тетрадь на две колонки. В первую выпишите  прилагательные из этого стихотворения, оставив место для заголовка этой колонку. (работа в тетради, один человек у доски)

- На какие вопросы отвечают прилагательные? Давайте озаглавим первую колонку. Запишите: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

- А теперь найдите прилагательные в этом стихотворении (слайд 8)

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий – к конуре.      (И. Токмакова)

Выпишите прилагательные во вторую колонку. На какие вопросы они отвечают? Запишите ЧЕЙ? ЧЬИ? В заголовок второй колонки (один человек у доски).

-Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Чей? (слайд 9)

- Мы с вами возвращаемся к «Карте путешествий» (слайд 2). Следующее открытие, которое нам предстоит, - это морфологические признаки прилагательного (слайд 10).

- Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

1 вариант – черёмуха душистая

2 вариант – небо ясное       (работа в тетрадях, два ученика у доски)

- Изменилось ли прилагательное? (да, точно так же, как существительное). Значит, прилагательное изменяется по падежам (слайд 11)

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (существительное).

Проверим, правильно ли вы просклоняли прилагательные. Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных. Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода? (нет, они согласуются)

-Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам (слайд 12).  Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

-Итак, вы сделали третье открытие. Но у нас ещё одна неисследованная область – синтаксическая роль. (слайд 13)

- Внимательно посмотрите на предложения. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните члены предложения. Каким членом предложения является имя прилагательное? (работа в тетради)

Стоит з..лотая ос..нь.

Падают р..зные листья.

Ш..рсть у зайца густая.

У грызунов зубы длинные.

Вывод: имя прилагательное в предложениях являются определением или сказуемым.

Итак, ребята, мы открыли всю «Карту путешествия» (слайд 2). Вы отличные исследователи! Так что же такое имя прилагательное? (слайд 3)

Имя прилагательное – это часть речи, которая

1.     обозначает признак предмета

2.     отвечает на вопросы Какой? Чей?

3.     изменяется по числам, родам (в ед. числе), падежам

4.     в предложении является определением или сказуемым

 

4. Первичное формирование умений и навыков:

-А теперь потренируемся на практических заданиях.

(слайд 15) Внимательно посмотрите на слова. Какое слово является прилагательным?

-зелень

-прекрасный

-замечательно

-красота

Следующее задание (слайд 16). Сколько имён прилагательных в стихотворении?

Я смотрела из окна,

Мне вся улица видна:

Деревянная скамья,

На скамье сидит семья:

Внук – красивый, молодой,

Дед с кудрявой бородой,

Мама с папой, а у ног-

Серый маленький щенок.

Если будете внимательными

Вы найдёте прилагательные.      (7)

(слайд 17) Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения.

Каким членом предложения являются прилагательные?

Красота нашей земли хрупкая и уязвимая.

(слайд 18) К данным прилагательным   подберите по смыслу существительные.

Добросовестный                                                      погода

Фарфоровая                                                            рассказ

Интересный                                                           чашка

Ненастная                                                             ученик           

Вкусный                                                               хвост

Лисий                                                                  пирог

-Ребята, я вам раздам карточки, в которых вы должны в скобках определить падеж, число и род прилагательных.

Карточка

Задание: обозначьте в скобках падеж, число и род прилагательных.

В морозные дни солнце восходит багровое (              ), в тяжёлом (          ) дыму. И в это утро поднялось такое солнце. На реке был слышен частый      (            ) стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими (                ) облаками и задул по седым (     )    ивам ровный (          ) и тёплый (                    ) ветер.

5. Подведение итогов урока.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

-Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает  прилагательное?

- Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

- Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

6. Домашнее задание.

С. 217 (выучить правило), упр.567 (слайд 19)

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: shkola4
Просмотров: 2311 | Загрузок: 109 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergViece  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/proizvodstvo-i-montazh-metallicheskikh-rigeley/>ригеля строительные железные</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Телефон доверия
Точка роста
Поиск
Форум "Россия"
Год педагога
Другое дело

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz